Пищевая упаковка: виды, технологии производства и тенденции развития отрасли

Пищевая упаковка: виды, технологии производства и тенденции развития отрасли

Для успешной продажи пищевой продукции необходимо выполнение ряда условий, включающих в себя не только качество товара и его доступную стоимость, но также надежную, бесопасную и эстетически привлекательную упаковку. Сегодня для транспортировки, хранения и идентификации продукции используются различные материалы - от традиционных картона и стекла до инновационного полипропилена с барьерным слоем.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), материалы, используемые для изготовления упаковки продуктов питания, должны соответствовать установленным требованиям, определенным в отраслевом техническом регламенте. В случае упаковки - ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки». Согласно этому регламенту, упаковка должна обеспечивать безопасность продукта, защиту от коррозии, устойчивость к механическим давлениям и агрессивным химическим веществам. Кроме того, упаковка должна быть герметичной, чтобы не пропускать влагу и воздух, а также соответствовать правилам маркировки и требованиям, обусловленным особенностями ее обращения на рынке.

Материалы, которые наиболее соответствуют всем этим требованиям, входят:

СТЕКЛО:

изделия из этого материала используются для хранения алкогольных и безалкогольных напитков, молочной и кисломолочной продукции, соусов, кетчупов и других продуктов. Они обеспечивают надежную защиту продуктов от агрессивных воздействий и света. Однако стеклянная упаковка хрупкая, тяжелая и довольно дорогая в производстве и транспортировке.

ПЛАСТИК:

это наиболее распространенный материал для упаковки продуктов. Продукция из полимеров включает в себя такие изделия, как стаканчики, тарелки, ложки, вилки и другие виды контейнеров. Пластиковая упаковка легкая и дешевая, но ее экологическая безопасность не всегда гарантирована, поэтому при выборе пластиковой упаковки нужно учитывать характеристики сохраняемых продуктов и материалов.

МЕТАЛЛ:

жестяная тара, банки и бутыли из алюминия наиболее часто используются при расфасовке консервированных продуктов. Они защищают товары от воздействия воздуха и окисления, однако не всегда гарантируют безопасность для здоровья.

БУМАГА И КАРТОН:

такие материалы, как бумага и картон, используются в качестве оберточной бумаги, бумажных мешков, тарелок и других изделий. Они очень легкие и экологически безопасны, но не всегда обеспечивают защиту продуктов от запахов и влаги.

КОМБИНИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

к этой группе относятся блистеры, скин-упаковки и тетра-паки, которые используются для хранения молочных изделий и напитков. Они обеспечивают продуктам максимальную степень защиты от вредных веществ, окисления и сохраняют свежесть и аромат продуктов.

Материалы упаковки напрямую влияют на виды и технологии ее производства, поэтому при выборе материала учитываются все характеристики продуктов и требования к безопасности и экологической безопасности упаковки.

Вакуумная упаковка продуктов

Для создания вакуумной упаковки используют специальное оборудование и материалы различного типа, такие как бумага, полиэтилен, фольга, алюминий и т.д. В процессе упаковки продукта из пакета (или другой тары) откачивается воздух. Это позволяет сохранить продукт от негативного воздействия окружающей среды и продлить срок его годности на 15–21 день. Тем не менее, есть некоторые недостатки данного метода, такие как потеря некоторых полезных свойств и вкусовых качеств некоторых продуктов, а также вероятность развития анаэробных микроорганизмов внутри упаковки.

Упаковка продуктов в газомодифицированной среде - это новая технология, которая решает проблемы вакуумных пакетов и защищает продукты от деградации и потери своих натуральных свойств. Она была разработана для того, чтобы улучшить качество и продолжительность хранения продуктов.

Суть этой технологии заключается в заполнении упаковки, содержащей продукт, особым комплексом газов. Каждый тип продукта требует отдельного сочетания газов. Одновременно с откачкой воздуха, упаковка заполняется газом. При этом деградационные процессы в продукте замедляются, а его натуральные свойства сохраняются.

Постоянное развитие и совершенствование науки и технологий приводит к возникновению различных методов и разновидностей пищевой упаковки. Эти конструктивные решения, а также выбор используемых компонентов, определяются как научными и технологическими разработками, так и внутренней потребностью рынка.

Статья о тенденциях упаковочной индустрии включает в себя несколько глобальных тенденций, которые становятся все более значимыми и важными в области упаковочных материалов.

Первое, что стоит выделить - это рост спроса на современные и инновационные упаковочные материалы, включая пластиковые продукты, такие как из полипропилена. Сегодня полимерная упаковка лидирует по масштабам использования (39% рынка тары в России), опередив на этом пути картонно-бумажную продукцию.

Второй тренд - это увеличение производства стеклотары, гофротары, упаковочной полимерной пленки, а также тары комбинированного типа и упаковки с программируемыми свойствами.

Третий тренд - повышение экологичности производимой тары. Использование биополимеров позволяет создать более экологически чистую упаковку.

Четвертый - создание надежных и простых пакетов с крупными надписями, что объясняется ростом количества покупателей пожилого возраста.

Пятый - широкое использование QR-кодов и других технических решений в области информационных технологий, которые позволяют быстро получать необходимую информацию о товаре.

Шестой - активное развитие производства в области вторичной переработки упаковки. Это становится все более актуальным, в связи с ростом осознанности и экологической ответственности.

Седьмой - повышение защитных свойств упаковочных материалов и сокращение материалоемкости, что в свою очередь способствует более эффективному использованию ресурсов.

Наконец, следует отметить, что наблюдается тенденция увеличения спроса на продукцию отечественных производителей, обусловленную политикой импортозамещения. Все эти тенденции являются важными для развития упаковочной индустрии и помогают идти ей в ногу с временем.

Варианты пищевой упаковки

Не все упаковки одинаковы: они классифицируются по различным критериям. Например, их назначение может различаться: упаковку для пищевой продукции можно разделить на тару для оборудования, цеховую и потребительскую. По конструктивному принципу существуют бутылки, контейнеры, кадушки, коробки и другие варианты. Tара бывает складной, неразборной и разборной в зависимости от степени компактности. А по используемым материалам их можно разделить на жесткие, полужесткие и мягкие, в зависимости от механической прочности и устойчивости.

Жесткая упаковка остается в пределах исходной формы и размеров, когда в нее помещают продукцию. Она способна выдерживать нагрузки в процессе транспортировки и хранения. Полужесткая версия сохраняет свою форму только при небольших нагрузках, а мягкая может изменять форму и размеры при заполнении продуктом.

Упаковка может быть произведена разными способами, такими как выдувание, литье, прессование, термоформование и сварка. Полимеры считаются универсальным материалом, который может использоваться при производстве такой упаковки по всем технологиям. Именно поэтому полимеры являются одним из самых востребованных материалов на рынке упаковки продуктов.

Материалы, образующие мягкую упаковку, могут быть изготовлены из полимерных, бумажных и тканевых материалов. Полимерные материалы представляют собой пакеты или мешки, бумажные материалы – пакеты или оберточную бумагу, а тканевые материалы – шпагат или ленты. Такие материалы считаются подходящими для транспортировки механически устойчивых товаров, поскольку они не обеспечивают должной защиты от повреждений. Однако, мягкие упаковочные материалы имеют свои преимущества, а именно - низкие затраты на доставку и приобретение, а также возможность герметизации, которая позволяет предотвратить окисление продуктов.

Надежный контейнер

Различные изделия из металла (контейнеры, банки, тубы), дерева (ящики, лотки, корзины, бочки), стекла (банки, бутылки) и полимера (ящики, бочки) относятся к категории жесткой упаковки. Этот вид упаковки для продуктов питания защищает содержимое от механических повреждений и в некоторых случаях - от кислорода, микрофлоры и ультрафиолетового излучения. Однако, следует учитывать, что жесткий контейнер имеет высокий вес (25-30% брутто) и существенную стоимость.

Интересной и практичной альтернативой для упаковки различных продуктов стала выдувная упаковка. Благодаря своей универсальности, она может быть использована для упаковки жидких, пастообразных, твердых и сыпучих продуктов, а также газированных напитков.

Производство выдувной упаковки осуществляется из различных термопластов и формируется в виде преформ, которые далее могут быть выдуты в бутылки при разогревании заготовок до 100 °C. Таким образом, производство упаковки происходит достаточно просто и быстро.

Кроме того, выдувная упаковка имеет ряд других преимуществ. Например, она является герметичной, что позволяет сохранять свежесть продуктов на протяжении длительного времени. Она также легка в транспортировке и хранении благодаря своей компактности и удобной форме.

В целом, выдувная упаковка представляет собой удобное и простое решение для упаковки широкого спектра продуктов и напитков.

Статья о газонаполненных материалах и упаковке на их основе

Чтобы защитить свой товар от различных повреждений в процессе транспортировки и хранения, многие производители используют упаковку из газонаполненных материалов. Эта тара, как правило, представляет собой лотки, банки или контейнеры, изготовленные из полимеров, способных выдерживать высокие нагрузки и температурные перепады.

Преимущества такой упаковки заключаются в ее легком весе и экономичности, а также в защите товаров от механических повреждений, влаги и воздействия микроорганизмов. Благодаря использованию газонаполненных материалов, эта упаковка обладает высокой прочностью и устойчивостью к различным внешним факторам.

Таким образом, упаковка из газонаполненных материалов является отличным выбором для производителей, которые хотят обеспечить безопасную транспортировку и хранение своего товара.

Комбинированная упаковка – это комплексное использование различных материалов, таких как полимеры, бумага, фольга или картона, для создания специальной тары. Такая упаковка обеспечивает продуктам длительный срок хранения, сохраняя его потребительские качества. Ниже представлены наиболее распространенные виды упаковок для пищевых продуктов:

  • Флоу- и скин-упаковка, термоусадочные и растягивающиеся пленки

    Упаковка типа «флоу» создается путем нанесения расплавленного полимера на упаковываемый продукт, а типа «скин» путем использования термоусадочной пленки, которая ложится на изделие (с подложкой или без нее) и затем нагревается, сжимается и тесно облегает продукт. Такая упаковка идеально подходит для хранения мяса, рыбы, фруктов и овощей. Несмотря на ее экономичность и легкость транспортировки, она не подходит для всех видов продуктов питания.

  • Растягивающиеся пленки

    Имеют широкий спектр использования и совместимы с большинством продуктов. Несмотря на отсутствие необходимости в нагреве, они не всегда могут обеспечить ту же плотность прилегания, что и упаковка типа «скин».

  • Упаковка типа «вителло»

    Это стаканчик, выполненный из пластика методом термоформования и помещенный в цилиндр из картона. Она может быть украшена цветной печатью и применяется для хранения молочных продуктов, соусов и приправ.

  • Блистерная упаковка

    Включает жесткую подложку и пластиковый футляр, имеющий форму полушария или соответствующий форме изделия. Такая упаковка производится методом термоформования и крепится к основе при помощи клея, сварки или скоб. В такой таре можно хранить рыбные консервы, паштеты и другие продукты.

Инновации в области методов пакования и конструкции тары, а также открытие новых свойств уже известных материалов, привели к появлению многообразия типов и разновидностей пищевых упаковок. Это дало производителям пищевой продукции широкие возможности выбора.

Современные методы упаковки продуктов сегодня представляют собой настоящий технологический прорыв, который позволяет решить множество проблем, стоящих перед производителями и поставщиками пищевых продуктов. Современные технологии упаковки позволяют существенно продлить срок хранения продукции без потери потребительских свойств, улучшить внешний вид, что делает ее более привлекательной для потребителей, а также обеспечить удобство транспортировки продукции.

На сегодняшний день среди современных технологий упаковки стоит выделить асептическую упаковку, вакуумную упаковку и упаковку в газомодифицированной среде. Асептическая упаковка наиболее распространена для жидких продуктов, таких как соки, молочная и соевая продукция. Вакуумную упаковку наиболее часто используют для упаковки мясной и рыбной продукции. А для овощей и фруктов все шире распространяется технология упаковки в газомодифицированной среде.

Асептическая упаковка - это упаковка, которая обеспечивает сохранность продукта, используя сочетание бумаги, алюминия и полиэтилена. Такой состав материалов защищает продукт от окисления.

Для достижения стерильности продукта и упаковки, они проходят стерилизацию различными способами, причем обработка происходит отдельно для продукта и тары. Затем упаковка наполняется продуктом и запечатывается в стерильных условиях.

Благодаря такой технологии обработки продукта и упаковки, срок хранения товаров заметно увеличивается без применения консервантов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *