Обучение и развитие персонала в организации
В условиях современного рынка, ни один сотрудник не может обойтись только профессиональными навыками, чтобы успешно справляться с текущими задачами компании. Конкуренция требует постоянного совершенствования и новых знаний, поэтому развитие персонала становится ключевым фактором успеха бизнеса.
Для этого необходимо уделять внимание принципам, которые лежат в основе работы "кузницы кадров". Эти принципы определяют подход к усовершенствованию и развитию персонала компании. Какие же способы помогают реализовать эти принципы, давайте рассмотрим далее.
Развитие персонала организации: различия между обучением и адаптацией
Различие между процессом обучения и адаптации персонала является важным аспектом правильной организации управления развитием персонала. Адаптация - это процесс, направленный на то, чтобы новый сотрудник освоил правила и нормы компании и конкретного подразделения. Как правило, адаптационный период необходим как новым сотрудникам, так и тем, кто перевелся на работу в другой отдел или филиал. На начальном и конечном этапах адаптации, профессиональный уровень сотрудника остается примерно одинаковым. Поэтому выгоднее повышать профессиональный уровень уже работающих в компании сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых, что потребует периода адаптации.
Обучение персонала, в свою очередь, направлено на расширение профессиональных компетенций. Идеально обучение должно стать частью стратегии компании и планироваться заблаговременно, например, при вступлении на новый рынок сбыта товаров и услуг, при техническом перевооружении и модернизации производства или при расширении сфер деятельности. Обучение персонала также может быть стимулировано неожиданными причинами, такими как снижение продуктивности всей компании или ее подразделения, и изменения в законодательстве.
HR-отдел, а в крупных компаниях - специалисты учебного отдела отвечают за обучение персонала. Выявление потребности в обучении первостепенно в организации обучения правильно. Для его выявления могут использоваться различные методы, среди которых:
- аудит личного дела сотрудника, где специалисты уточняют, когда сотрудник получил свое первое образование и дополнительное образование.
- анализ деятельности сотрудника за время испытательного срока. Это помогает руководству решить, стоит ли продолжать работу с выходом на постоянную работу или отказать.
- сбор заявок на обучение, принятых от начальников структурных подразделений или самих сотрудников.
- Аттестация сотрудников
Обучение персонала может быть организовано двумя способами: внутрифирменным и внешним. Внутрифирменное обучение организуется при наличии отдела обучения и развития персонала, или при достаточном количестве управленческих работников, способных обучать менее опытных коллег и курировать их работу. Это имеет преимущества, такие как безотрывность от производства и строгая привязка к нуждам компании, затем имеет обратную сторону, так как обучающиеся не могут узнать свежих идей и методов внутри компании. Внешнее обучение организуется, если у компании нет необходимых кадровых ресурсов для внутренней организации обучения. Сотрудников могут отправить на учебные курсы либо позвать внешних преподавателей. При этом компания может столкнуться с дополнительными затратами. Кроме того, внешнее обучение носит более общий характер и не учитывает специфику работы конкретной компании. Выбор того или иного типа обучения или их сочетания зависит от концепции обучения, которую хочет осуществить руководство, а также от целей компании.
В качестве примера, если в компании требуется увеличить уровень владения английским языком для освоения нового рынка, то аттестация сотрудников позволит выявить сотрудников, которым требуется расширить профессиональную лексику. Для таких сотрудников может быть создана концепция специализированного обучения внутри компании, в то время как сотрудники начинают учить язык с нуля могут быть отправлены на внешнее обучение, ориентированное на личность. Продвинутые владельцы профессиональной лексики могут участвовать в программе многопрофильного обучения, которая включает внешнее и внутреннее обучение.
В статье рассматриваются методы обучения персонала, подразделяющиеся на внутренние и внешние.
Внутри компании сотрудники могут пройти обучение по следующим методам:
- Инструктаж. Это процесс, в котором новый сотрудник получает общую информацию о работе, например, о пользовании техники безопасности или оборудования. Данный метод применяется, как правило, ко всем сотрудникам без исключения.
- Ротация. Это временный перевод сотрудника в другое подразделение компании с целью получения нового опыта или профессиональной квалификации. Этот метод используется, например, для работы в успешных филиалах компании с целью перенять их опыт и внедрить его в своем подразделении.
- Наставничество. Этот метод заключается в работе сотрудника под наблюдением более опытного коллеги, который выбирается из числа амбициозных сотрудников и которому интересно делиться своим опытом, двигаясь при этом по карьерной лестнице. В Великобритании популярна такая форма наставничества, как buddying, которая предполагает равноправное общение наставника и его подопечного.
- Shadowing. Этот метод используется компаниями, которые сотрудничают с университетами и колледжами, отбирая выпускников с целью предложить им работу. Студентам предлагается провести несколько дней на работе в режиме «тени» у работающего специалиста. Это простой и эффективный метод, позволяющий познакомить студента с профессией в реальных условиях.
Внешние методы включают:
- Курсы повышения квалификации или тренинги. Это метод пассивного обучения, включающий в себя лекции, семинары, деловые игры и разбор кейсов. Может проводиться как дистанционно, так и в оффлайн формате. Недостатком являются высокие затраты при низкой мотивации обучаемых, которые часто воспринимают обучение как формальность.
- Самообучение. Этот метод предполагает занятие самообразованием специалиста за счет чтения специальной литературы, участия в вебинарах и общения на профессиональных форумах. К сожалению, не все специалисты заинтересованы в самообучении.
- Конференции. Эти мероприятия существуют, чтобы обменяться опытом и налагодить деловые связи. Они положительно сказываются на имидже компании и укрепляют деловую репутацию участвующих сотрудников.
Также существуют методы, которые можно использовать как внутри компании, так и сотрудниками вне ее границ:
- Secondment. Этот метод представляет собой разновидность ротации, включающую обучение сотрудников не только в других подразделениях своей компании, но и в других компаниях. Например, менеджеров одной компании могут направить в благотворительный фонд, чтобы они переняли методы проектной работы.
В рамках обучения персонала необходимо выбирать и чередовать методы в зависимости от ситуации и только при условии наличия системы развития персонала.
Система развития персонала является неотъемлемой частью профессионального роста работников, а также повышения их компетенций. Эта система включает в себя несколько ключевых элементов:
- Оценка уровня профессионализма и личных качеств сотрудников, определение тех моментов, в которых требуется усовершенствование путем обучения.
- Мотивация работников к обучению.
- Выбор наиболее эффективных подходов и методов обучения, которые позволят лучше усвоить необходимые знания.
- Организация обучения и контрольные мероприятия.
- Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.
Кроме того, обратная связь от работников является важным элементом для совершенствования системы развития персонала.
Необходимо отметить, что обучение одного сотрудника может потребовать достаточно большого числа контактов внутри компании, а создание системы развития персонала требует идеальной коммуникации между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Хорошие взаимоотношения между работниками и компанией мотивируют персонал на успешное обучение и повышение своего профессионального уровня. Важно также, чтобы обучение было реализовано с помощью эффективных методов, которые сочетают в себе участие различных людей и использование многофункциональных инструментов.
Фото: freepik.com