Подходы и этапы маркетингового планирования
Достижение целей бизнеса - это задача, которую можно решить благодаря маркетинговому плану. Ключевой инструмент помогает приблизить желаемый результат и избежать хаотичных действий, что в свою очередь приводит к неудачам. В условиях конкурентности на рынке маркетинговое планирование является не менее важным, чем производственный и финансовый планы.
Идеальный маркетинговый план включает комплексный анализ текущего состояния бизнеса, формулировку целей, пошаговое руководство будущих действий, предполагаемый бюджет, потенциальные риски и запасной план действий. При этом не менее важно установить временные рамки и ответственных лиц по каждому пункту.
Разработка грамотной стратегии позволит понять, как работает бизнес, выделить сильные и слабые стороны компании и выявить проблемы. Это также даст возможность спрогнозировать результаты и сократить риски. Планирование маркетинговой деятельности важно для любой компании, которая хочет стабильно развиваться.
Однако без целей план не будет работать. Необходимо поставить конкретные и достижимые цели, которые можно выполнить в ограниченные сроки. Например, увеличить средний чек на 2000 рублей до сентября.
Маркетинговый план может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от двух до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до семи лет), при этом нужно быть готовым к подстройке стратегии под новые обстоятельства. Недостатками маркетингового плана являются потребность в затратах на его разработку и теряющая актуальность информация.
Составление маркетингового плана помогает более четко сформулировать цели компании, способствует повышению ее прибыли и конкурентоспособности.
Компанию, которая предоставляет услуги по разработке маркетинговых планов, можно найти через поиск в Интернете.
Существует множество видов маркетинговых планов. Один из наиболее простых и популярных – маркетинговый план, разработанный Келли Одел. Эта модель сочетает комплекс маркетинга 4P (Product (продукт), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (место продажи)) и методику 5W (What? (что), Who? (кто), Why? (почему), When? (когда), Where? (где)). На основе этой модели разрабатывается таблица из четырех строк и шести столбцов, которая может использоваться в качестве инструмента наглядности для оценки текущей ситуации и определения путей развития компании.
Более универсальной моделью является SOSTAC, разработанная маркетологом Полом Смитом. Эта модель может применяться в различных сегментах и успешно применяется как для крупного, так и для малого бизнеса. Она включает следующие блоки: Situational Analysis, Objectives, Strategy, Tactics, Action, Control.
Еще одна популярная модель – Лестница Ханта. Она основана на разделении потенциальных покупателей по степени их осведомленности о бренде и его продуктах. Эта модель включает несколько ступеней, каждая из которых соответствует определенной группе потенциальных клиентов, и для каждой ступени предусмотрены различные инструменты воздействия.
Составление маркетингового плана позволяет минимизировать ошибки и сократить издержки при ведении бизнеса. Важно рассматривать МП совместно с руководством, финансистами, отделами развития и продаж и другими подразделениями компании, так как разработка МП оказывает влияние и на другие функциональные стратегии. Для разработки маркетингового плана рекомендуется обращаться к компании с положительной репутацией, имеющей значительный опыт в данной сфере.
Как создать маркетинговый план: шаг за шагом
При создании маркетингового плана необходимо следовать определенной структуре. Сначала нужно определить модель и структуру будущего маркетингового плана и решить, какие аспекты будут затронуты в ходе анализа: целый рынок или отдельные его сегменты, конкуренты, точки сбыта, цены, портрет клиента и другие.
Далее, необходимо изучить ситуацию. Этот этап включает анализ текущего положения компании через SWOT-анализ, оценку ситуации на рынке, подробный разбор деятельности конкурентов, оценку каналов привлечения клиентов, определение рисков и портрета целевой аудитории.
После детального анализа необходимо определить цели и задачи маркетингового плана. Цели должны быть четкими и желательно выражаться в цифрах, например, сколько подписчиков нужно привлечь, какая ежемесячная прибыль должна быть достигнута, какие расходы нужно сократить.
На следующем этапе следует выработать стратегию действий и сформулировать задачи, выделить бюджет и назначить ответственных. Важно, чтобы задачи соответствовали целям развития бизнеса. Например, для повышения лояльности к бренду можно пересмотреть логистику, чтобы покупатели быстрее получали заказы.
Затем нужно разработать план реализации, определить инструменты маркетинга и определить сроки исполнения задач. Кроме того, рынок может меняться, поэтому необходимо периодически корректировать маркетинговый план и отслеживать развитие компании.
Стоимость разработки маркетингового плана рассчитывается индивидуально и зависит от особенностей компании. Если бюджет на продвижение ограничен, можно попробовать скорректировать не расходы, а другие показатели, такие как конверсия.
Составление маркетингового плана требует знаний в сфере маркетинга и опыта работы в данной области. Поэтому если у вас возникли сомнения, лучше обратиться к профессионалам, которые могут предложить разнообразные услуги в области маркетинга, от изучения спроса и создания концепции продукта до разработки цен и схем дистрибуции.
При выполнении маркетингового планирования компания может обратиться к штатному маркетологу или пригласить специалиста со стороны. Однако не всегда у компании есть компетентные сотрудники, поэтому существуют организации, которые готовы предложить маркетинговый план, с учетом потребностей клиента. Чтобы выбрать исполнителя, лучше ориентироваться на его опыт, профессионализм и репутацию.
Компания «КСК ГРУПП» - это пример профессиональной организации, которая готова взяться за разработку маркетингового плана любой сложности. Команда компании разработала более 5000 успешных маркетинговых стратегий для компаний российского бизнеса, о чем свидетельствует ее репутация. Более 1000 клиентов пользуются услугами этой аудиторско-консалтинговой группы, доверяя ей разработку плана по развитию своих бизнесов. Квалифицированные специалисты, занимающиеся разработкой маркетинговых стратегий, готовы предложить наиболее эффективные решения.
Стоит отметить, что специалисты компании «КСК ГРУПП» работают с заказчиками в рамках следующей схемы: после получения обращения клиента проводится анализ проблемы. Затем будущий проект обсуждается на встрече с клиентом или его представителем. После заключения договора специалисты приступают к реализации проекта и находят оптимальное решение.
На практике компания решала многочисленные задачи для своих клиентов. Например, производитель и дистрибьютор алкоголя обратился к экспертам, так как руководителю фирмы не внушали доверия данные в отчетах региональных дистрибьюторов. Консультанты провели исследование и разработали новую маркетинговую стратегию, которая целилась на увеличение прибыли. В рамках реализации проекта были скорректированы ассортимент и цены на продукцию, и компания смогла увеличить прибыль на 20% всего за шесть месяцев.
Компания «КСК ГРУПП» уже 28 лет занимается комплексным консалтингом. В команду аудиторско-консалтинговой группы входят более 15 экспертных компаний. Все они работают по единым стандартам и решают любые задачи по развитию бизнеса. Компания зарегистрирована под следующими ИНН и ОГРН: ООО «КСК» - ИНН 7725685410, ОГРН 1107746010052; ООО «КСК АУДИТ» - ИНН 7725546209, ОГРН 1057747830337.
Фото: freepik.com