Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Связанное с нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития заболевание, известное как аутизм, становится все более распространенным. Даже несмотря на то, что происхождение этого заболевания до конца не ясно, ранняя диагностика и лечение имеют большие шансы на успех. Основная цель терапии заключается в обучении и социализации ребенка.
Согласно статистике, в США пропорция детей, страдающих аутизмом, составляет одного ребенка на 88 (или одного аутиста на 52 мальчика и 250 девочек). Возрастающее количество случаев аутизма вызывает серьезные опасения, но специалисты все еще не могут объяснить, что вызывает эту проблему.
В России официальных данных по этому поводу нет, поскольку такой учет не ведется, но по приблизительным оценкам, их число составляет десятки тысяч. Проблема диагностики и коррекции аутизма становится в первую очередь задачей родителей, так как медицинские учреждения России не мотивированы на это дело.
Специалисты утверждают, что аутизм является многофакторной проблемой, и нет одной единственной причины, которая могла бы вызвать это заболевание.
Список возможных причин возникновения аутизма включает:
- генетические изменения;
- поражения центральной нервной системы, такие как энцефалит или аномальное развитие отделов мозга;
- гормональные нарушения и нарушения обмена веществ;
- воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- отравление ртутью (включая вакцинацию ребенка);
- чрезмерное употребление антибиотиков;
- химическое воздействие на организм матери во время беременности.
Несмотря на то, что не всё ещё ясно, насколько указанные факторы могут стать причиной аутизма у детей, очевидно, что для детей, у которых есть генетическая предрасположенность к данному заболеванию, любое серьезное воздействие на их здоровье, такое как сильный испуг или перенесенная инфекция, может привести к аутизму.
Воспитание ребенка с аутизмом - задача нелегкая и требует от родителей особого терпения и последовательности. Для того, чтобы создать для него наилучшие условия, необходимо обеспечить максимально спокойную обстановку внутри дома. Кроме того, важно следить за своим психическим состоянием, проводить время на отдыхе и при необходимости обращаться за консультациями к психологу.
Родители должны помогать ребенку с аутизмом не только в домашней обстановке, но и на улице, в школе или детском саду. Необходимо быть настойчивым, но в то же время мягким в общении с ним, преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге это поможет родителям донести до ребенка, что перепадание слов с другими детьми и общение в игровой форме возможны и доступны и ему.
Методы лечения аутизма медикаментозными средствами обычно используются только для уменьшения отдельных симптомов, так как не существует лекарственной терапии для этого заболевания.
Лечение аутизма с помощью препаратов применяется для устранения неадекватных поведенческих реакций, таких как аутоагрессия, агрессия в отношении других людей, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, а также повышенной двигательной активности. В подобных случаях нейролептики и психостимуляторы, являющиеся препаратами для стабилизации настроения, могут быть прописаны врачом.
Однако чрезмерное использование психотропных препаратов в лечении аутизма не рекомендуется. Хотя эти препараты могут помочь справиться с некоторыми симптомами, они также могут вызывать регрессию интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, обусловленный неправильной работой кишечника у детей-аутистов, является распространенной проблемой. Для решения этой проблемы педиатры рекомендуют использовать пробиотики, которые помогают восстановить правильный баланс в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и аминокислот также может возникнуть у детей-аутистов и при их обнаружении необходимо принимать лекарственные комплексы, которые содержат витамины C, E, B6, B12, минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец и кислоты: фолиевую и липоевую.
Помимо всего перечисленного, для терапии аутизма может применяться также метод лечения с использованием полинасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени, рыбьем жире и других продуктах. Такое лечение способствует снижению раздражения в кишечнике и успокаивает психику.
Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.
Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.
Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.
Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.
Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.
Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.
Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:
- Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.
Как отмечено докторами, индивидуальный подход необходим при диагностике и лечении аутизма у детей. От того, как проявляются симптомы заболевания, зависит источник проблемы и методы ее решения. Помимо поведенческих, аутизм может проявляться через физиологические признаки, которые, несмотря на то, что не наблюдаются у всех пациентов, все же имеют свою тенденцию.
Среди таких признаков можно назвать острое или затупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, а также нарушение функций поджелудочной железы.
Однако не стоит отчаиваться при обнаружении симптомов аутизма у ребенка, потому что существуют и более легкие формы заболевания, которые позволяют детям окончивать школу, работать и создавать семьи. В США и на Западе такие случаи распространены, благодаря своевременному распознаванию и лечению аутизма.
Детская аутизмия - диагностика и симптомы
Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.
Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.
При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.
В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.
При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.
В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).
При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.
Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.
Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.
Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, разработанных для лечения аутизма у детей. Среди наиболее популярных — «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие, созданные в США. Основная идея каждой из методик заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном общении с ними. Однако, чтобы снизить проявления аутизма у ребенка, необходимо родителям уделить большое внимание и старание.
К сожалению, в нашей стране пока недостаточно специалистов, которые занимаются аутистами в соответствии с существующими методиками. Но это не должно быть поводом для отчаяния. Необходимо найти знающего психиатра и продолжать работу с детьми в коррекционных учебно-воспитательных учреждениях, в школах и в детских садах. Индивидуальная терапия — это забота, прежде всего, родителей, независимо от того, где они живут.
Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:
-
Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.
-
Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.
-
Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.
-
Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.
-
Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.
-
Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-
Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.
-
Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.
-
Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.
-
Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.
Фото: freepik.com