08.11.2023

Поговорим о прошлом нашего края

30 октября в одном из залов Черноморского историко-краеведческого музея состоялось очередное мероприятие из цикла «Поговорим о прошлом нашего края».



30 октября в одном из залов Черноморского историко-краеведческого музея состоялось очередное мероприятие из цикла «Поговорим о прошлом нашего края». В ходе предыдущих пяти встреч краеведы и черноморцы, которым интересна история Черноморского района, узнали много полезной информации о нашем крае. Радует, что такие встречи проводятся ежемесячно, и участие в них принимают как взрослые жители Черноморского района, так и школьники.  В этот день старший научный сотрудник музея-заповедника «Калос Лимен» Галина Овчинникова поведала присутствующим малоизвестные доселе факты о Тарханкуте в период Крымского ханства. Так, Галина Николаевна рассказала, что в период Крымского ханства земли западного региона Крымского полуострова входили в состав Гезлёвского каймаканства. Согласно переписи, произведённой по приказу хана Менгли-Гирая II в 1740 году, они были объединены в составе трёх кадылыков: «Дип-Тархан, Шейх-Эли и Мегит». В другом историческом документе — Камеральном описании Крыма за 1784 год обозначены Тарханский, Шейхэльский и Мангытский кадылыки, включавшие земли северо-западного Крыма. На их территории находились соответственно 46, 41 и 59 деревень, в том числе и сёла Тарханкутского полуострова.  В исторической литературе встречается упоминание Акмесджида — «маленького городка у «Мёртвого моря» с малонадёжной гаванью». «Мёртвым морем» — Олу-Денизи — тюрки называли когда-то Каркинитский залив. Часть моря у северных берегов Тарханкута в прошлом именовалось Акместджид-Лиманом. Поэтому есть все основания предполагать, что Акмесджид — это древнее поселение на месте нынешнего посёлка Черноморское, позже известное как Ак-Мечеть. К сожалению, время его возникновения пока установить не удалось. Однако определённое представление об Ак-Мечети нам дают более поздние документы. Так, побережье Ак-Мечетской бухты конца XVIII — первой половины XIX веков нашло своё отражение в нескольких картографических источниках из фондов Госархива и музеев Республики Крым. Характерно, что составители карт большое внимание уделяли морской пристани у побережья бухты, обозначенной практически во всех источниках.  Рядом с селением Ак-Мечеть в пределах нынешнего посёлка Черноморское в период Крымского ханства и позже располагалась деревня Шейхлар. Её название может означать, что эта территория была владением шейхов, т.е. представителей мусульманского духовенства. Здесь же на возвышенности находилась старая мечеть, время постройки которой не известно. Она служила ориентиром проходящим вдоль побережья кораблям. В связи с этим, неоднократно упоминается в Лоциях Чёрного и Азовского морей, изданных в XIX веке, и обозначена на картах XVIII – XIX веков.  В период Крымского ханства на Тарханкуте сложились различные формы землевладения, что является интересным с исторической точки зрения явлением, нашедшим отражение в топонимике данного региона. Большинством земель здесь владел род Мансуровых. Их бейлик охватывал западную (степную) часть Крыма, весь Мангытский кадылык Крымского ханства, и насчитывал почти 15 тысяч десятин земли. Административным центром выше обозначенных владений была деревня Бакал (ныне Стерегущее Раздольненского района). Сохранились сведения и о других землевладельцах на Тарханкуте. Так, ярлык Сахиб-Гирай хана 1550 года, размещённый в «Сборнике документов по истории крымско-татарского землевладения», свидетельствует о пожаловании земельных угодий около озера Донузлав некому Уруссу оглу-Тутан оглану.    Особое место в системе землепользования занимали владения духовных лиц — ходжалыки. Об их наличии в западном Крыму мы узнаём из двух грамот, выданных 21 апреля и 17 октября 1718 года «Сафа-Гирай султаном» «Арслан-Ходже» и «Дост-Мухаммеду ходже» на владение на льготных условиях соответственно 8 и 16 деревнями, составляющими «по старинному уставу район ходжалыка», который находился на Тарханкуте в составе Шейхельского кадылыка Гёзлёвского каймаканства. Так, духовное лицо Арслан-Ходжа проживал в деревне Кир-Кулач (бывшее Успешное, ныне не существует), обозначенной в списках селений Крыма за 1784 год в составе Шейхельского кадылыка. Здесь же упоминается деревня Ходжалык. Возможно, она служила местом пребывания духовных лиц — владельцев населённых пунктов, входящих в состав ходжалыка. Интересно, что ходжалык являлся собственностью всего рода мусульманских священнослужителей, а не какого-то одного его представителя. Так, выше упомянутый Арслан-Ходжа получил во владение 8 деревень лишь после смерти старшего брата Ахмед-Джана, т. е. по порядку родового наследования. Среди населённых пунктов Тарханкута обозначены также сёла Кула-Шеих и Кель-Шеих (позже Скалистое и Смушковое Межводненского и Новоивановского сельских советов, ныне не существуют), названия которых также свидетельствуют о их принадлежности духовным лицам. В состав Мангытского кадылыка входила деревня Керлеут (ныне Водопойное). Она находилась на землях, принадлежавших помещику Абдише, мурзе и мечети. Видимо, и здесь сложилась определённая традиция мусульманского землевладения, поскольку именно в этом селе исследователями (по сведениям О. Акчокраклы) были найдены изображения особого знака — тамги в форме пятиконечной звезды, которые встречаются на могилах ходжей и мулл. Собственность мусульманского духовенства на землю устанавливалась особыми «тарханными» грамотами (ярлыками) и осуществлялась на льготных условиях, предполагавшими освобождение от налогообложения. Слово «тархан» — тюркского происхождения и означает земли (или представителей населения), свободные от податей и налогов. Арабский путешественник Ибн Баттута по этому поводу писал: «Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей…». Отсюда, по мнению учёных, происходит и название западной части Крыма — «Тархан», «Дип-Тархан», позже «Тарханкут», т.е. «Место, свободное от податей, налогообложения». Следует заметить, что звание «тархана» могло быть пожаловано не только духовному лицу, но и другим представителям крымско-татарской знати. Так, среди ярлыков Саадет-Герая, сына Менгли-Герая, за 1523 год сохранился документ о пожаловании тарханских привилегий сыновьям некого Тайкия. В нём говорится: «…в сих наших тарханов ясака не брать и не взимать…, баранов и барашков не колоть, кормов не скармливать, в домы их насильно постоев не ставить, никаких поборов ни на меня, ни на темников, ни на служителей моих не требовать и не взимать; при каждой реке за перевоз с узлов и всего находящегося в руках платы не брать, с проданного и купленного пошлин и весовых не взимать, дани с дымов, именуемой Салыг, не налагать, с жатв снятого хлеба в запасные амбары не требовать, на воинские облавы не наряжать, а равно ни насилия, ни притеснения, ни обиды, ни вреда не причинять. Пусть они с душевным спокойствием проводят …жизнь свою….». Наряду с пониманием «тархана» как титула человека, ханским указом освобождавшегося от податей и наделявшегося различными привилегиями, у ряда тюркских народов это слово употреблялось в значении «князь», «правитель». Отсюда существует ещё одно предположение о возникновении топонима Тарханкут. Оно заключается в признании факта владения землями западного Крыма в период Средневековья некого знатного человека, правителя с титулом тархана. Кроме частнособственнических владений и земель, пожалованных духовным лицам, на Тарханкуте существовала и общинная собственность на землю. Татарская деревенская община называлась «эхали» или «джамаат». Она могла выступать как самостоятельное юридическое лицо и действовать через уполномоченных представителей. Джамаат ревниво оберегал интересы общинного землевладения. По спорным вопросам порой возникали судебные тяжбы. Так, в 1675 году был рассмотрен спор о земле между общинами деревень Кипчак и Костель Дип-Тарханского кадылыка (позже Рыбацкое и Малышевка Черноморского района, ныне не существуют). Посланный на спорную территорию «Сеид Гамид Эфенди» собрал меджлис, выслушал представителей обеих сторон, свидетелей и вынес постановление о принадлежности спорной земли Костельскому эхали (общине). Сведения об этой и других судебных тяжбах сохранились в кадиэскеровской (судебной) книге за 1677-1684 годы, а также в документах, изученных Ф.Ф. Лашковым. По его мнению, на Тарханкуте имело место и ханское землевладение. Традиционно крымским ханам принадлежали соляные озёра полуострова. Среди таковых — озеро Керлеутское около нынешнего села Водопойное. Подводя итоги интереснейшему повествованию о Тарханкуте в период Крымского ханства, Галина Овчинникова отметила, что в период Средневековья на Тарханкуте было значительное количество населённых пунктов, разнообразных по своим формам систем землепользования и землевладения, соответствующих законам Крымского ханства.  Следует сказать, что темы встреч на ноябрь и декабрь, озвученные Галиной Николаевной, не менее интересны и познавательны. И, думаю, что привлекут они ещё большее количество людей, которым интересна история родного края.    Наталья Иванюта 

Последние новости

Церемония пострига в монахи прошла в Херсонесском монастыре впервые за сотню лет

Фото: piqsels Впервые за последние сто лет в стенах возрожденного Херсонесского монастыря произошло знаменательное событие – церемония пострига в монахи.

В Ялте сотрудники полиции по горячим следам раскрыли кражу из гаража

В дежурную часть отдела полиции № 1 «Алупкинский» УМВД России по г. Ялте обратилась жительница пгт.

Штормовое предупреждение в Крыму: ожидаются грозы и сильный ветер

Фото: piqsels Жителей полуострова ожидают непогода и штормовые условия в первые дни майских праздников.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *