СУДАКСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА СПЕНДИАРОВА

    24 ноября методисты музея-заповедника «Судакская крепость» выступили с лекцией в Судакском филиале Романовского колледжа индустрии гостеприимства,

    24 ноября методисты музея-заповедника «Судакская крепость» выступили с лекцией в Судакском филиале Романовского колледжа индустрии гостеприимства, посвятив её выдающемуся армянскому композитору Александру Афанасьевичу Спендиарову, чье имя прочными узами связано с Судаком.
Обучающиеся познакомились с биографией композитора, с судакскими страницами жизни и творчества великого классика русской и армянской музыки, чей 150-летний юбилей в этом году отмечается под эгидой ЮНЕСКО.
        Александр Афанасьевич Спендиаров родился в Каховке 1 но¬ября 1871 года в семье владельца лесных складов. Крестили мальчика в армянской церкви городского предместья Армянского Базара (Армянска). В 1882–1890 годах Александр учился в Симферопольской мужской казенной гимназии, затем – в Московском университете. Будучи студентом второго курса, Александр, к тому времени прекрасно игравший на скрипке, начал брать уроки композиции у Николая Кленовского, с 1896 года – у Николая Римского-Корсакова, жившего в Петербурге. Тогда же Спендиаров начал писать собственную музыку. В августе 1896 года состоялось первое профессиональное исполнение «Старинного танца» Александра Афанасьевича, а спустя четыре года композитор создал «Концерт-увертюру» – свое первое большое произведение.
        Летом 1899 года Александр Спендиаров впервые приезжает в Судак, гостит на даче Ивана Айвазовского со своей будущей женой Варварой Леонидовной Мазировой, внучатой племянницей известного мариниста. В 1907 году в Судаке Александр Афанасьевич сочинил «Концертный вальс». С лета 1909 года семья композитора переезжает в Судак, где был построен дом на берегу, рядом с дачей Айвазовского, недалеко от горы Алчак. Дом имел открытую террасу, украшенную деревянной резьбой, рядом находился небольшой флигель, где любил работать композитор.
      Гений и талант композитора превратил в начале ХХ века Судак в культурный центр. В течение пятнадцати лет судакский дом Спендиаровых был местом встреч и отдыха выдающихся людей. У Спендиаровых гостили художники Александр и Николай Бенуа, Константин Богаевский, Аристарх Лентулов, писатели и поэты Максимилиан Волошин, Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Софья Парнок, Вячеслав Шишков, актеры Ольга Гзовская, Николай Ходотов, Валентин Смышляев, ученые Павел Шмаков, Александр Бертье-Делагард, Николай Бердяев, композиторы Александр Глазунов и Николай Черепнин.
      Композитор очень любил жить и работать в этом живописном городке, где потрясающая природа всецело располагала к творчеству. В Судаке была начата опера «Шамирам», написаны вторая серия «Крымских эскизов», первая советская армянская опера «Алмаст», героическая песня «По стопам героев», «Концертный вальс», «Марш на казачьи темы», второе крымское симфоническое произведение. Летом 1911 года Спендиаров сочинил на слова Горького мелодекламацию «Эдельвейс» и оркестровал написанную к пятидесятилетию со дня рождения Антона Павловича Чехова мелодекламацию «Мы отдохнем», последняя в 1912 году была удостоена премии имени Глинки.
    Александр Афанасьевич был избран в Судакский совет рабочих и солдатских депутатов. Исполком назначил его председателем просветительской комиссии. Он ответственно относился к своим обязанностям: создал народную гимназию, организовал хор с участием учителей и рабочих, церковных певчих и старших учеников Судакской начальной школы. Аранжировав революционные песни 1905 года, композитор стал готовить хор к первомайской демонстрации. Под впечатлением прошедшего митинга Александр Спендиаров за несколько часов сочинил слова и музыку «Гимна Первого мая». Своим энтузиазмом Александр Афанасьевич привлек проживавших в то время в Судаке артистов и любителей.
      В годы Гражданской войны в Судаке Спендиаров начал работу над созданием оперы «Алмаст», которая стала вершиной творчества композитора. Совместно с московской поэтессой Софьей Парнок композитор напряженно работал над музыкальным произведением. Иногда композитор устраивал просмотр уже написанных отрывков. Хор исполнял песни девушек, дочь Марина – арию ашуга, а Спендиаров стоял у стены между исполнителями и слушателями, весь поглощенный звучанием музыки. Спендиаров увлек своей музыкой и комиссара Валентина Орловского, ставшего дружеским собеседником композитора.
        В 1921 году жизнь в Судаке была парализована голодом. По совету друзей Александр Афанасьевич дает концерт в Симферополе, в полупустом зале. Актриса Фаина Раневская вспоминала, что после концерта маэстро сказал восторгался, «как играла первая скрипка», не обращая внимания на бытовые мелочи. Гордый исхудавший гастролер привез к счастью домочадцев домой пятипудовый мешок муки, который на утро был похищен. Александр Спендиаров вынужден был вступить в ряды самоохраны, объявив войну грабителям.
      В 1924 Александр Афанасьевич с дочерьми переехал в Армению, а жена с сыновьями оставалась в судакском доме. Последний приезд композитора в Судак состоялся в 1927 году. Он работал над оркестровкой оперы «Алмаст». В ноябре получил приглашение из Москвы участвовать в концерте, в котором должны были демонстрироваться культурные достижения Армении. Прощаясь с женой, глядя в её скорбное от вечных забот лицо, говорил, что едет всего на месяц. Будущее казалось ему ясным и твердо очерченным. Но в Судак, куда так настойчиво в письмах звала его Варвара Леонидовна, Александр Афанасьевич больше не вернется. 7 мая 1928 года композитор скончался от крупозного воспаления легких в больнице Еревана.
        В память о жизни композитора в Судаке одна из улиц города названа его именем, а в нише одного из корпусов военного санатория установлен его бюст.
        Увлекательный рассказ методиста по научно-просветительской деятельности Екатерины Макаренко сопровождался демонстрацией копий фотографий из семейного архива Спендиаровых, из фондов музея-заповедника «Судакская крепость», Ялтинского историко-литературного музея, Дома-музея Александра Спендиаряна (Ереван). Органичным дополнением лекции стал показ видеофильма, созданного сотрудниками музея-заповедника к 150-летнему юбилею великого композитора – человека мира и гармонии, всепобеждающей любви и истинной культуры.

Последние новости

Как выбрать идеальный гайковерт: советы для новичков

Руководство по выбору гайковерта в зависимости от потребностей и бюджета

В КФУ почтили память погибших в годы Великой Отечественной войны

В Крымском федеральном университете состоялось возложение цветов к памятнику преподавателям и студентам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

23 июня — День Святой Троицы

Уважаемые жители Черноморского района! Сердечно поздравляем вас со светлым праздником Святой Троицы!

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *