Орлы умирают в небе: как Аметхан Султан стал великим лётчиком

Как передает Крымская газета, Страна дала возможность обыкновенному мальчишке проявить характер и стать великим лётчиком – защитником Родины во время Великой Отечественной войны и испытателем самолётов в мирное время.

Как передает Крымская газета, Страна дала возможность обыкновенному мальчишке проявить характер и стать великим лётчиком – защитником Родины во время Великой Отечественной войны и испытателем самолётов в мирное время. Всю свою недолгую жизнь Аметхан Султан доказывал себе и окружающим, что можно и нужно идти наперекор стихии.

УРОЖЕНЕЦ АЛУПКИ

Его отец Султан Амет-хан – выходец из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности. В поисках работы Султан в 1915 году очутился в Крыму. В Алупке познакомился с девушкой Насибе, крымской татаркой. Они поженились. В семье появились два мальчика и девочка.

Старший сын получил имя Амет. Однако при заполнении документов допустили путаницу, в результате которой имя отца – Султан – стало именем героя. Фамилия осталась отцовская – Аметхан. Родственники и друзья называли его по-старому: Амет. А он часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан, и султан!»

«ЧЕЙ ТЫ ГЕРОЙ?»

Поэт Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» пишет: «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Султан Аметхан. Отец у него дагестанец, а мать – татарка. Дагестанцы считают его своим героем, а татары – своим.

– Чей же ты? – спросил я его однажды.

– Я герой не татарский и не лакский, – ответил Аметхан. – Я Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПРИВЕЛА В ОБЛАКА

В 1935 году Султан окончил семилетнюю школу и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Симферополе. Окончив ФЗУ, работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно успешно занимался в Симферопольском аэроклубе, освоил планёр, самолёт «По-2».

Любовь к высоте была у Аметхана врождённой. В ауле Цовкра, где родился его отец, люди говорили: «У нас дети раньше учатся ходить по канату, чем по земле». Многие выходцы из Цовкры стали известными цирковыми артистами. Юный Султан тоже попробовал силы в искусстве канатоходца. «Канат слишком близко к земле натянут, – отшутился он. – На самолёте можно гораздо выше подняться!»

«В ВОЗДУХЕ СМЕЛ И НАСТОЙЧИВ»

Увлечение небом решило дальнейшую судьбу юноши. В 1939 году его призвали в армию и направили в Качинскую военную авиационную школу под Севастополем. Курс обучения был ускоренным – один год: страна жила тревожным предчувствием войны. Аметхан сдал выпускные экзамены, получил звание младшего лейтенанта и характеристику: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает лётную практику быстро и прочно».

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ, ПЕРВЫЕ НАГРАДЫ

Уже в ноябре 1941 года боевую работу истребителя Родина отметила первой наградой – орденом Красной Звезды. Через некоторое время этот орден буквально спас жизнь Аметхану. В 1942 году в небе над Ярославлем он одержал первую победу, протаранив вражеский бомбардировщик, но был вынужден покинуть свой горящий самолёт на парашюте. Жители деревни, на окраине которой он приземлился, приняли смуглого черноглазого парня за врага и уже наставили вилы… И только русская речь и орден Красной Звезды стали доказательством того, что лётчик свой, советский!

За уничтожение «юнкерса» комитет обороны Ярославля вручил Султану массивные серебряные часы с памятной надписью.

СБИВАЯ «ДРАКОНОВ»

Боевые приёмы Аметхана отличались особенным стилем: он бросался на противника сверху, как орёл на добычу. Отмечая успешную тактику, командующий воздушной армией предложил Султану нарисовать на фюзеляже самолёта орла.

– Видел, каких чудищ малюют фашисты? – заметил генерал. – Вот и пусть они видят, как наши «орлы» сбивают их «драконов»!

На следующий день на самолёте Аметхана и машинах лётчиков его эскадрильи появились силуэты орлов в стремительном полёте. Следует добавить, что позывной Аметхана был Орёл, а отличительным природным качеством – орлиное зрение. Он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию для атаки.

ОСВОБОЖДАЛ КРЫМ. СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ДЕПОРТАЦИИ

Весной 1944 года полк, где служил Аметхан, принимал участие в Крымской наступательной операции. В небе над Севастополем он сбил 27-й по счёту фашистский самолёт. Возвращаясь на
аэродром, Султан изменил маршрут и направил самолёт в сторону Алупки.

– Не удержался, – виновато сознался он потом командиру. – Хотелось убедиться хотя бы в том, что дом родителей цел. Может, сумею их навестить…

12 мая бои в Крыму завершились. Полк отправили на недельный отдых в Евпаторию, а Аметхан получил возможность навестить родителей. Здесь он узнал, что его младший брат Имран обвинён в сотрудничестве с фашистами.

А 18 мая он стал свидетелем депортации крымскотатарского народа. Герой Советского Союза смог добиться, чтобы его родителей отправили в Краснодарский край.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ В БЕРЛИНЕ

Последнюю победу ас-истребитель одержал 25 апреля 1945 года над Берлином. Лётчика сбитого «мессера» взяли в плен. Он оказался важной птицей: грудь полковника украшал Рыцарский крест с дубовыми листьями – высшая награда фашистской Германии.

Заслуги перед Отчизной гвардии майора Аметхана Султана дважды – в 1943 и 1945 годах – были отмечены званием Героя Советского Союза.

«ГДЕ МОЁ МЕСТО В МИРНОЙ ЖИЗНИ?»

Переход из войны в мирную жизнь оказался очень непростым. Навалились проблемы, которые Аметхан не привык решать. Возникли вопросы с жильём. Тревожила судьба младшего брата, который находился под следствием. Не заладилась учёба в Военно-воздушной академии. Программа занятий предполагала, что слушатели имеют базовую подготовку в объёме десятилетки.

– А какие у меня знания? – с горечью вспоминал Аметхан. – Довоенная семилетка да ФЗУ. Да ещё война напрочь вытеснила из головы всё, кроме того, что требовалось для победы в воздушном бою...

В 1946 году он подаёт рапорт начальнику академии: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы». Майор Аметхан был уволен в запас и оказался в подвешенном состоянии: без работы и, соответственно, денег… И только поддержка боевых товарищей дала находящемуся в смятении герою новую жизнь. Он стал лётчиком-испытателем.

ВЕРХОМ… НА ПУШЕЧНОМ ЯДРЕ!

Много времени и сил Аметхан посвятил новому типу оружия – крылатой ракете. Снаряд беспилотный, но испытывали его люди: конструкторам было необходимо получить максимум информации о лётных возможностях изделия. Для этого в нём вместо боевой части оборудовали кабину испытателя. В 1951-1953 годах на полигоне под Керчью провели полные испытания «Кометы». Систему приняли на вооружение. Главный конструктор ходатайствовал о награждении Аметхана Султана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако дело ограничилось орденом Красного Знамени и Сталинской премией.

ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ

Кто-то из друзей спросил Султана о его мечте.

– Очень хочу полетать вокруг шарика... Не пускают! – засмеялся Аметхан.

В конце 1950-х годов страна вступала в космическую эру, лётчик-испытатель принимал самое активное участие в отработке различных этапов полёта в космос и возвращения на Землю. В процессе испытаний системы катапультирования пилота случилась нештатная ситуация. Случайно сработавший пороховой патрон катапульты пробил топливный бак. Возникла угроза взрыва, и руководитель полётов дал команду экипажу покинуть самолёт. Однако оказалось, что напарник Аметхана зажат катапультным креслом. Аметхан почти вслепую безукоризненно посадил повреждённый самолёт, сумев спасти и товарища, и машину.

В степях Керченского полу-острова экипаж самолёта, которым управлял Аметхан, полностью отработал вопросы мягкой посадки спускаемых аппаратов космического корабля. В память об этом событии в Феодосии на аллее Героев установлен бюст Аметхана Султана.

РАВНЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ

И в военное, и в мирное время Аметхан Султан делом доказал, что достоин быть равным среди лучших.

За годы Великой Отечественной войны звания дважды Героя Советского Союза удостоился всего 71 лётчик. В 1943 и 1945 годах высшая степень воинского отличия была присвоена Аметхану.

В 1961 году на воздушном параде состоялся первый открытый показ новейших отечественных реактивных самолётов. Среди тех, кто управлял серебристыми молниями, был и Аметхан Султан. Вскоре он получил почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Тогда их было всего 38!

ПРИТЧА О ГОРДОЙ ПТИЦЕ

25 октября 1970 года Аметхану исполнилось 50 лет. В Лётно-исследовательском институте собрался цвет советской авиации. Юбиляр, поблагодарив всех за добрые слова, заключил:

– Из ваших речей понял, каким я должен быть и каким пока не стал...

Закончилась официальная часть вечера. С Аметханом остались самые близкие друзья. Один из них обратился к боевому другу:

– Амет, в 25 лет ты стал дважды Героем Советского Союза. После войны ещё 25 летаешь испытателем. Не пора ли тебе вернуться на землю, передавать молодым боевой и испытательный опыт...

Аметхан задумался и произнёс:

– Ещё в детстве от отца я слышал притчу. Когда старый орёл чувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому, говорил отец, орлы умирают в небе. На землю они падают уже мёртвые...

Эта притча стала своеобразным предсказанием – спустя три месяца Аметхан Султан погиб в испытательном полёте.

Кирилл БЕЛОЗЁРОВ

Источник: https://gazetacrimea.ru

Последние новости

Восстановление берегоукрепительных сооружений в Крыму

Крымские пляжи восстанавливаются после шторма.

Депутаты Симферополя обсудили изменения в бюджете города

Внеочередная сессия горсовета сосредоточилась на финансовых вопросах.

Молодежь ЛДПР активно взаимодействует с жителями Симферополя

Активисты партии проводят информационную кампанию среди горожан.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Красноярске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *