К 150-летию Константина Богаевского
24 января исполняется 150 лет со дня рождения крымского живописца Константина Богаевского Константин Федорович Богаевский (1872-1944) родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у Адольфа Фесслера в мастерской И.К.
24 января исполняется 150 лет со дня рождения крымского живописца Константина Богаевского
Константин Федорович Богаевский (1872-1944) родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у Адольфа Фесслера в мастерской И.К. Айвазовского. В 1891 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, чуть позже стал учеником А.И. Куинджи. Изобразительный язык, живописную манеру своих учеников Куинджи не сковывал, потому так многолики «куинджисты» и так не похож Константин Богаевский на своих товарищей по мастерской А. Рылова, Н. Рериха, В. Пурвита. В 1898 г. молодой художник возвратился в Феодосию, где прожил всю жизнь, изредка выезжая в столицы для участия в выставках.
Видение крымского пейзажа через призму академического искусства, сложившееся в XIX веке под влиянием И.К. Айвазовского и других мастеров видового пейзажа, осталось навсегда в круге традиций крымского искусства. Но к началу XX века складывается новая трактовка, обращенная от внешнего любования ландшафтом к раскрытию исторического содержания мотивов крымского пейзажа. Первой ступенью в этом процессе стало творчество К.Ф.Богаевского, увидевшего за суровыми горными грядами и развалинами древних крепостей восточного Крыма глубокий исторический смысл этого пейзажа. Развиваясь в этом направлении, творчество Богаевского явилось отображением философских проблем русской культуры и творчества начала XX века.
Посвятив свое искусство земле, носящей следы народов и племен, смутно известных по античным источникам, земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область», он видел в ней многогранный образ древней прародины. Художник стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, названного М.А.Волошиным «киммерийский пейзаж». Тема была найдена К.Ф.Богаевским в начале творческого пути и сопровождала его всю жизнь, приобретая на различных этапах новые грани в понимании образа Киммерии.
Неоценимый вклад в исследование творчества К.Ф. Богаевского сделала Роза Дмитриевна Бащенко (1929-2018) , искусствовед, сотрудник Симферопольского художественного музея. В монографии 1984 года подробно описывается поездка Константина Фёдоровича за границу в 1909 году и ее творческие итоги: многие из произведений последующих лет были созданы под впечатлением от искусства итальянского Возрождения: «Самими названиями картин – «Воспоминание об Италии» (1910), «Классический пейзаж» (1910) – он как бы подчеркивал свое пристрастие к искусству прошлого» [Бащенко, с.53-54].
Роза Дмитриевна более подробно останавливается на истории создания картины «Воспоминание о Мантенье*:» (1910, собрание Третьяковской галереи) и большой акварели с одноименным названием 1942 года (собрание Симферопольского художественного музея):
«Его картину 1910 года «Воспоминание о Мантенье», и наш эскиз к ней в том числе, можно было бы назвать данью почтения замечательному итальянскому художнику XV века Андреа Мантенье, в произведениях которого пейзаж являлся эмоциональным ключом к содержанию. Богаевский стремился также создать в пейзаже ощущение причастности природы к переживаниям человека и передать свое восхищение и восторг перед неиссякаемой красотой и грандиозностью природных форм.
Картина Богаевского «Воспоминание о Мантенье» напоминала пейзажный фон работы знаменитого живописца «Моление о чаше» (1455). Богаевский использовал характерные для этого произведения элементы – конусообразные вершины гор, расчлененные на множество горизонтальных и вертикальных пластов породы и поросшие редкими деревцами. Легкие облака и тонкоствольные пинии повторяли формы облаков и растений картины Мантеньи, а красочная палитра была отмечена насыщенными, локальными тонами, свойственными произведениям этого художника: синее небо, желтые скалы, красные кусты, оранжевые плоды в густой зелени экзотических деревьев, черные тени. Недаром первое название, данное автором этой работе, было «Подражание Мантенье» [Бащенко, с.53-54].
Известно, что во время путешествия в 1909 году К.Ф. Богаевский побывал в Германии, Италии и Греции. Упоминаемое здесь произведение Андреа Мантеньи «Моление о чаше (Христос на горе Елеонской» (1455) было приобретено Лондонской Национальной галереей в 1894 году, где находится до сих пор. К сожалению, сведений о посещении Лондона Богаевским у нас нет. Выдвинем предположение, что художник мог видеть репродукцию этого произведения.
Существует еще одна версия сюжета «Моление о чаше» (1457-1459), где в качестве фона присутствуют апельсиновые и лимонные деревья, усыпанные плодами. Картина была вывезена из Италии во время наполеоновских походов в 1797 году; сегодня она находится в Музее изящных искусств в г. Тур (Франция).
* Андреа Мантенья (1431-1506) — выдающийся итальянский художник раннего Возрождения. Обучался у Франческо Скварчоне, который знакомит его с античным искусством. На его творчество в значительной мере повлияли скульптуры Донателло, Андреа дель Кастаньи и Якопо Беллини. С 1460г. является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. Для произведений Мантеньи характерны анатомически точное изображение человеческого тела, тщательное воспроизведение деталей, умелая передача перспективы.
Рекомендуемая литература:
1. Бащенко Р.Д. К.Ф. Богаевский: монография. - М.: Изобораз. Искусство, 1984. - 296 с., ил.
2. Лазарев В.Н. Мантенья // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. — : Искусство, 1972. — С. 201—270. — 662 с.
3. Николаева Н. В. Андреа Мантенья. — : Искусство, 1980. — 128 с.
Константин Федорович Богаевский (1872-1944) родился в Феодосии, первые уроки рисунка брал у Адольфа Фесслера в мастерской И.К. Айвазовского. В 1891 году он поступил в Академию художеств в Петербурге, чуть позже стал учеником А.И. Куинджи. Изобразительный язык, живописную манеру своих учеников Куинджи не сковывал, потому так многолики «куинджисты» и так не похож Константин Богаевский на своих товарищей по мастерской А. Рылова, Н. Рериха, В. Пурвита. В 1898 г. молодой художник возвратился в Феодосию, где прожил всю жизнь, изредка выезжая в столицы для участия в выставках.
Видение крымского пейзажа через призму академического искусства, сложившееся в XIX веке под влиянием И.К. Айвазовского и других мастеров видового пейзажа, осталось навсегда в круге традиций крымского искусства. Но к началу XX века складывается новая трактовка, обращенная от внешнего любования ландшафтом к раскрытию исторического содержания мотивов крымского пейзажа. Первой ступенью в этом процессе стало творчество К.Ф.Богаевского, увидевшего за суровыми горными грядами и развалинами древних крепостей восточного Крыма глубокий исторический смысл этого пейзажа. Развиваясь в этом направлении, творчество Богаевского явилось отображением философских проблем русской культуры и творчества начала XX века.
Посвятив свое искусство земле, носящей следы народов и племен, смутно известных по античным источникам, земле, именуемой Гомером «киммериан печальная область», он видел в ней многогранный образ древней прародины. Художник стал вдохновителем и ярким представителем особого направления в пейзаже, названного М.А.Волошиным «киммерийский пейзаж». Тема была найдена К.Ф.Богаевским в начале творческого пути и сопровождала его всю жизнь, приобретая на различных этапах новые грани в понимании образа Киммерии.
Неоценимый вклад в исследование творчества К.Ф. Богаевского сделала Роза Дмитриевна Бащенко (1929-2018) , искусствовед, сотрудник Симферопольского художественного музея. В монографии 1984 года подробно описывается поездка Константина Фёдоровича за границу в 1909 году и ее творческие итоги: многие из произведений последующих лет были созданы под впечатлением от искусства итальянского Возрождения: «Самими названиями картин – «Воспоминание об Италии» (1910), «Классический пейзаж» (1910) – он как бы подчеркивал свое пристрастие к искусству прошлого» [Бащенко, с.53-54].
Роза Дмитриевна более подробно останавливается на истории создания картины «Воспоминание о Мантенье*:» (1910, собрание Третьяковской галереи) и большой акварели с одноименным названием 1942 года (собрание Симферопольского художественного музея):
«Его картину 1910 года «Воспоминание о Мантенье», и наш эскиз к ней в том числе, можно было бы назвать данью почтения замечательному итальянскому художнику XV века Андреа Мантенье, в произведениях которого пейзаж являлся эмоциональным ключом к содержанию. Богаевский стремился также создать в пейзаже ощущение причастности природы к переживаниям человека и передать свое восхищение и восторг перед неиссякаемой красотой и грандиозностью природных форм.
Картина Богаевского «Воспоминание о Мантенье» напоминала пейзажный фон работы знаменитого живописца «Моление о чаше» (1455). Богаевский использовал характерные для этого произведения элементы – конусообразные вершины гор, расчлененные на множество горизонтальных и вертикальных пластов породы и поросшие редкими деревцами. Легкие облака и тонкоствольные пинии повторяли формы облаков и растений картины Мантеньи, а красочная палитра была отмечена насыщенными, локальными тонами, свойственными произведениям этого художника: синее небо, желтые скалы, красные кусты, оранжевые плоды в густой зелени экзотических деревьев, черные тени. Недаром первое название, данное автором этой работе, было «Подражание Мантенье» [Бащенко, с.53-54].
Известно, что во время путешествия в 1909 году К.Ф. Богаевский побывал в Германии, Италии и Греции. Упоминаемое здесь произведение Андреа Мантеньи «Моление о чаше (Христос на горе Елеонской» (1455) было приобретено Лондонской Национальной галереей в 1894 году, где находится до сих пор. К сожалению, сведений о посещении Лондона Богаевским у нас нет. Выдвинем предположение, что художник мог видеть репродукцию этого произведения.
Существует еще одна версия сюжета «Моление о чаше» (1457-1459), где в качестве фона присутствуют апельсиновые и лимонные деревья, усыпанные плодами. Картина была вывезена из Италии во время наполеоновских походов в 1797 году; сегодня она находится в Музее изящных искусств в г. Тур (Франция).
* Андреа Мантенья (1431-1506) — выдающийся итальянский художник раннего Возрождения. Обучался у Франческо Скварчоне, который знакомит его с античным искусством. На его творчество в значительной мере повлияли скульптуры Донателло, Андреа дель Кастаньи и Якопо Беллини. С 1460г. является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. Для произведений Мантеньи характерны анатомически точное изображение человеческого тела, тщательное воспроизведение деталей, умелая передача перспективы.
Рекомендуемая литература:
1. Бащенко Р.Д. К.Ф. Богаевский: монография. - М.: Изобораз. Искусство, 1984. - 296 с., ил.
2. Лазарев В.Н. Мантенья // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. — : Искусство, 1972. — С. 201—270. — 662 с.
3. Николаева Н. В. Андреа Мантенья. — : Искусство, 1980. — 128 с.
Последние новости
Профилактика ВИЧ-инфекции: новые инициативы в обществе
Организации запускают программы для повышения осведомленности о ВИЧ.
Помощь защитникам: волонтеры продолжают поддерживать армию
Местные жители оказывают значимую помощь военнослужащим и их семьям.
Золотые юбиляры в Ялте
В Ялте отметили 49-летие совместной жизни супругов Рашиных.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Соликамске на выгодных условиях