Правило «второй руки»
Сервис «второй руки» не позволит провести банковскую операцию без согласия доверенного лица.
Центральному банку России пока не удаётся справиться с проблемой мошенничества в банковской сфере. Такое признание сделала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, представляя в Госдуме годовой отчёт за 2023 год. Все предпринимаемые ранее меры не смогли переломить ситуацию в борьбе с телефонными мошенниками. Возможно, уменьшить ущерб поможет сервис «вторые руки».
На прошлой неделе Банк России одобрил законодательную инициативу, которая обязывает крупнейшие банки внедрить сервис «второй руки». Суть его заключается в том, что человек может назначить себе доверенное лицо, которое сможет видеть его банковские операции и блокировать любой перевод, который покажется подозрительным. Этот вариант разработан для защиты клиентов с инвалидностью, пожилых или маломобильных людей.
«Статистика показывает, что люди старшего возраста регулярно становятся жертвами мошенников. Используя методы социальной инженерии, преступники легко завоёвывают доверие тех, кто совсем не привык жить в мире цифровых угроз. Как правило, наши пенсионеры плохо владеют интернетом и не очень хорошо представляют себе принцип работы финансовых структур, их сайтов и сервисов - и именно на это ориентируются мошенники... Поэтому в целом идея «второй руки» действительно может спасти средства части потенциальных жертв», - цитирует РИА Новости слова депутата Государственной Думы Антона Немкина.
По его словам, сервисы «второй руки» зарекомендовали себя как эффективный инструмент защиты от мошеннических действий. Пожилые люди или другие уязвимые категории населения могут назначить родственника или знакомого своим помощником. При этом он не имеет доступа к деньгам своего подопечного и не может совершать операции вместо него.
По словам парламентария, отчасти благодаря этому сервису банки в минувшем году смогли предотвратить хищения на 5,8 триллиона рублей. При этом у «второй руки» есть некоторые аспекты, нуждающиеся в доработке.
«Нельзя допустить того, чтобы пенсионеры при подключении полностью теряли контроль над своими деньгами. Поэтому нужно проработать механизм того, как банки смогут понять, что «первая рука» действительно участвует в процессе принятия того или иного решения о финансовой операции», - подчеркнул депутат.
Он отметил, что такие сервисы - не панацея в решении проблемы мошенничества. Преступники умеют мастерски адаптироваться под новые условия, регулярно изобретают новые схемы, поэтому, к сожалению, со временем поймут, как обойти и такую защиту. Так что сейчас крайне важно уделять как можно больше внимания развитию навыков цифровой грамотности, особенно у людей старшего возраста и молодёжи.
Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.Последние новости
Рост заболеваемости респираторными инфекциями в Крыму
Заболеваемость респираторными инфекциями в регионе увеличилась на более чем 10%.
Лесопатологический мониторинг в Крыму: результаты и перспективы
Специалисты ЦЗЛ Республики Крым провели мониторинг состояния лесов.
Правовая помощь детям: Всероссийская инициатива
Масштабная акция по правовому просвещению детей и их родителей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований